Стресс влияет на поведение. Согласно Вирджинии Сатир в состоянии стресса люди прибегают к одной из четырех видов реагирования: задабриватель, критик, компьютер, растяпа.
Каждый из видов реагирования характеризуется определенными позами, жестами, телесными ощущениями и речевыми оборотами. В большей или меньшей мере данные реакции проявляются у каждого человека.
Задабриватель
Со всем соглашается, он «человек-да», ему свойственна заискивающая манера разговора, желание всем угодить и постоянные извинения.
Ведет себя как человек, зависимый от окружающих и неспособный сделать что-то для себя сам. Постоянно ищет чье-то одобрение. Ведет себя, как никчемный человек, счастливый от того, что ему позволено быть. Ему и в голову не приходит, что он может высказаться в свою защиту, считает себя всем должным и за все ответственным.
Чтобы примерит на себя роль Задабривателя, представьте, что вы стоите на одном колене, раскачиваясь из стороны в сторону, вытянете вперед руку в позу просящего, умоляюще задерите голову вверх с риском повредить себе .шею и закатите глаза. Очень скоро у вас появится головная боль.
В такой позе у вас будет недостаточно воздуха, чтобы говорить громким, уверенным голосом, поэтому у вас будет тоненький прерывающийся голос. Вы будете со всем соглашаться, независимо от того, что на самом деле думаете или чувствуете. Поза просителя предполагает унижение и прошение.
Критик
Не соглашается ни с чем. В основном употребляет выражение «Вы все делаете неправильно.» Он во всем находит недостатки, выражает превосходство всем своим видом словно хочет сказать: «Если бы не вы, все было бы хорошо».
Внутреннее ощущает напряжение в мускулах и в органах. Повышенное кровяное давление. Говорит уверенно, голос часто бывает резкий и громкий. Напорист, уверен, готов ниспровергнуть всех и вся.
Чтобы примерить на себя роль Критика представьте себе, что вы стоите в позе, когда одна рука согнута и сжата в кулак, другая вытянута вперед, а ваш палец указывает на жертву.
Ваши губы искривлены, лицо перекошено, во время крика ноздри раздуваются, а вы критикуете всех и вся, произнося примерно следующую речь: «Ты всегда делаешь так то и так то, или ты никогда не делаешь того то и того то, или почему ты никогда, или почему ты всегда...», и т.д.
Вас не должны заботить ответы жертвы, вы не обращаете на нее никакого внимания. Все это не важно. Критик заинтересован не в действенности критики, а в утверждении своей личности среди окружающих.
Когда вы так критикуете кого-то, то ваше дыхание становится коротким и неглубоким или вы его задерживаете, т.к. мускулы вашего горла сильно напряжены.
Компьютер
Он очень рассудителен, корректен, сдержан, спокоен, собран и холоден. Внешне не проявляет никаких чувств, во время разговора использует умные и длинные выражения. Он похож на . реальный компьютер Его голос сух и монотонен. Слова абстрактны. По его мнению для того, чтобы избежать неприятных неожиданностей необходимо все предусмотреть.
Чтобы примерить на себя роль Превращаясь Компьютера используйте в речи наиболее длинные слова, даже если не понимаете их значение.
Ваша речь будет выглядеть умно и интеллигентно, а после первых ваших фраз вас перестанут слушать. Представьте, вашу спину в виде длинного, тяжелого, стального прута, идущего от к верхней части шеи, в вокруг шеи у вас пятнадцатисантиметровый воротничок.
Сохраняйте все части вашего тела, в том числе и рот, в максимально неподвижном состоянии. Возможно вам захочется двигать руками, но постарайтесь этого не делать. Во время речи ваш голос должен быть совершенно бесстрастным, т.к. в вашем мозгу нет места чувствам. Вы совершенно спокойны и заняты подбором верных слов. К сожалению эта роль для многих может казаться очень привлекательной.
Растяпа
Он ощущает себя неуместным. Он никогда не ответит по существу дела. Его голос может быть поющим, часто не в такт словам, тон голоса может беспричинно меняться вверх и вниз, т.к он ни на ни на чем не сосредоточен.
Чтобы примерить на себя роль Растяпы, представьте себя постоянно колеблющейся вершиной. Вы никогда не знаете, куда вы направляетесь, а если вы куда-то приходите, то не осознаете этого.
Ваши части тела — руки, ноги, рот и т.д. находятся в постоянном движении. Вы никогда не попадете в точку со своими высказываниями, игнорируете любые вопросы, противоречите сами себе. Никто не может понять, чего от вас можно ожидать.
Представьте, что ваше тело одновременно двигается в разных направлениях. Расставьте пятки и соедините колени. Ваши ягодицы будут торчать в разные стороны и вам будет легко сгорбить плечи и двигать руками и ногами в разных направлениях.
Сначала эта роль может показаться вам приятной, но после через некоторое время появится ощущение сильного одиночества и бесцельности. Если вам удастся двигаться довольно быстро, то у вас появится возможность не замечать этого в течение некоторого времени.
Для практики
Для практики и лучшего понимания описанных состояний примите эти четыре описанных состояния, и побудьте в них около одной минуты и прислушайтесь к своим ощущениям.
Т.к. большинство людей не умеют ощущать реакции своего тела, то вначале вам может показаться, что вы настолько заняты вживанием в роль, что не в состоянии осознать свои ощущения.
Оставайтесь в выбранной роли, и постепенно вы это почувствуете. Затем выйдете из роли и расслабьтесь и почувствуйте как изменилось ваше внутреннее состояние изменилось.
Существует мнение, что описанные способы общения свойственны людям в раннем детстве. Они используются маленьким ребенком, чтобы реагировать на то, что он слышит и видит вокруг. По мере взросления ребенок использует тот или другой способ общения.
Спустя какое-то время, он настолько усваивает какой-либо способ общения, что уже не замечает свою ущербность.
Использование этих стилей общения приводит к понижению самооценки и к ощущению собственной несостоятельности.
Стать Задабривателем помогает установка: «сделать что-то для себя, можно только производя впечатление на других».
Чтобы стать Критиком нужна установка: «не позволяй никому тебя опровергнуть».
Стать Компьютером помогает установка: «будь самым, ловким, умным и находчивым. Все объясняй, но ничего не испытывай на собственной шкуре, не позволяй никому стать лучше тебя».
Войти в образ Растяпы помогает установка: «не относись ко всему серьезно, пусть все идет к черту».
5 комментариев
Оставить комментарий