Находясь в состоянии сильной злости или гнева, человек испытывает желание причинять вред окружающим. Причинение вреда является лишь внешним способом выражения злости.
Для того, чтобы не просто выразить свой гнев, а освободиться от него нужны другие способы самовыражения. Гнев не нужно подавлять, игнорировать или загонять внутрь. Для того, чтобы не разрушать окружающий мир и других людей своим гневом, нужно научиться понимать его причину.
Поведение других людей может стать поводом для гнева, но не является его причиной. Другой человек не несет ответственность за наш гнев, поэтому обвинять его в том, что он разозлил нас своими действиями или бездействием не имеет никакого смысла.
Ставя на один уровень повод и причину гнева, мы убеждаем себя в том, что злиться нас заставляют поступки других людей. Такому убеждению способствует то, что зачастую в социальной жизни в качестве средства управления другими людьми используется чувство вины. Там где принято манипулировать виной, между поводом и причиной всегда возникает путаница.
С самого детства родители начинают манипулировать ребенком, используя чувство вины. Они говорят: «своим поведением ты заставляешь нас страдать», «когда ты получаешь в школе двойки, ты причиняешь нам боль» и т.д. В результате у ребенка формируется убеждение, что его поведение может быть причиной несчастья его родителей.
Манипулируя чувством вины во взрослом возрасте, мы говорим: «вы меня разозлили», «вы причинили мне боль», «из-за вас у меня испортилось настроение» и пр. Употребляя такие фразы, мы сами вводим себя в заблуждение, словно наши чувства являются результатом поступков других людей. Но в действительности действия других людей не могут являться причиной наших чувств.
Гнев возникает тогда, когда мы ищем виновного в своей злости, желая обвинять или осуждать других, объявляя их неправыми. Но причина вспышек гнева находится не в поведении других, а в нашем способе мышления. Если вместо того, чтобы анализировать неправильные поступки окружающих, попытаться осознать свои чувства и потребности, имеющиеся в данный конкретный момент, то появляется возможность понять не повод возникшего раздражения или злости, а их причину.
Например, если вы нуждаетесь в подтверждении того, что являетесь значимым для человека, с которым назначили встречу, то его опоздание будет вас задевать. Если, договариваясь о встрече, вы планировали провести время с пользой, то опоздание может быть воспринято вами, как обман ваших ожиданий. Если же вы нуждаетесь в том, чтобы побыть какое-то время в тишине, то опоздание на встречу может быть воспринято вами с благодарностью к опоздавшему.
Причина наших чувств в наших потребностях, а не в поведении других. Понимание своих потребностей вызывает различные чувства, но не злость. Мы злимся, когда вместо того, чтобы понять какие наши потребности остались неудовлетворенными, начинаем оценивать и анализировать других. Сосредоточившись на своих потребностях, мы можем понять потребности других. Понимая потребности других, мы перестаем злиться.
Поскольку в основе гнева лежит неудовлетворённая потребность, то мы можем использовать гнев в качестве сигнала о том, что у нас есть что-то требующее удовлетворения. И если вместо того, чтобы осознать эту потребность, мы будем гневаться, то потребность так и останется неудовлетворенной. Гневаясь, мы направляем свою энергию не на удовлетворение собственной потребности, а на наказание других людей.
Вместо того чтобы злиться на окружающих лучше попытаться понять потребности как свои, так и других. Отсутствующий навык понимания потребностей можно натренировать, если каждый раз, когда возникает злость сознательно заменять фразу «я злюсь, потому что они…», на «я злюсь, потому, что я нуждаюсь в ...».
Елена Бархатова
Один комментарий
Оставить комментарий