Люди не задумываются о том, что не имеют представления ни о большом количестве происходящих в мире событий, ни о таком, же количестве различных мнений других людей об этих событиях. А можно ли как то относиться к тому, чего ты не знаешь? Можно относиться к явлениям различно или безразлично.
На собственном опыте человек убеждается, что количество существующих в мире неизвестных ему явлений значительно превышает количество того, что ему известно. Отдельные явления могут даже выходить за пределы его представлений о действительности или превышать его мыслительные способности.
Все существующие в действительности явления делятся на известные и неизвестные. Встречаясь с неизвестными явлениями, человек сначала удивляется, а потом пугается. Но сама встреча с неизвестным явлением делает его немного знакомым. Иметь какое-то мнение можно только об известных или частично известных явлениях. К тому, что неизвестно как-то относиться невозможно.
Кулешов П.Г. рассматривает отношения к известным явлениям с точки зрения различия и безразличия. Отношения безразличия проявляется в безразличии, в отсутствии внимания и интереса к явлению действительности. А в отношениях различия некоторые явления выделяются из фона, возбуждая к себе интерес и привлекая внимание. Человек, наблюдая за происходящими в действительности явлениями, либо проявляет к ним интерес, либо остается к ним безразличным.
Выделение фигуры из фона свидетельствует о наличии к ней интереса, когда этого не происходит, тогда человек остается к этому явлению безразличным.
Безразличие
Безразличие имеет пассивный характер и рассматривается как отсутствие всякого отношения. Когда два человека безразличны друг для друга, тогда они перестают друг для друга существовать и можно сказать, что они находятся в состоянии взаимного обесценивания. Искреннее безразличие отличается от манипулятивного, при котором безразличие симулируется, чтобы иметь возможность оказать влияние на того, кому адресовано данное безразличие. На самом же деле манипулятор ведет внимательное наблюдение за своей жертвой, пытаясь оценить успешность его манипуляции.
Участников безразличного отношения можно назвать созерцателями (тот, кто проявляет безразличное отношение к наблюдаемому явлению). При встрече созерцателей возникают отношения взаимного безразличия. Примером таких отношений может служить ситуация, когда человек идет по городской улице и не интересуется другими прохожими, которые в свою очередь, не интересуются им.
Осознанное безразличие – это умение одинаково принимать свои успехи и поражения без эмоционального реагирования на эти события. Осознанное безразличие – это тренируемое умение, которое приобретается с великим трудом.
В отношениях различия люди проявляют внимание друг к другу, отличия одних участников отношений от других. Выделяются два вида отношений различия: равенства и неравенства. Выбор одного из этих видов зависит от того, какую роль участник отношений присваивает себе, и какую отводит другому.
Отношения неравенства могут быть двух видов: повелитель и служитель.
Повелитель
Повелитель относится к другому, как собственник к своей вещи, которую от может изменять, перемещать, или даже уничтожить. Эта вещь ценна для него до тех пор, пока она выполняет свое функциональное назначение. В вещи важна предсказуемость и заменимость. Повелитель обезличивает вещь, управляет и повелевает ей. Если вещь становится непредсказуемой, то Повелитель раздражается, а если вещь упорствует в своей непредсказуемости, то впадает в гнев и ярость. Отношение Повелителя носит паразитический и потребительский характер.
Служитель готов к добровольному подчинению и служению. Он согласен приносить в жертву, как себя, так и свое имущество. Для него свойственны самоприниженность, самоотдача, самоотверженность. Выбор цели зависит от цели, интересов и установок того, кому он готов добровольно подчиняться. Служитель может добровольно подчиняться другому человеку, народу, стране, мировоззрению и природным явлениям. Он не чувствует свою ценность без субъекта подчинения.
Отношения между Повелителем и Служителем строятся на основе добровольного господства и добровольного подчинения. Повелитель, считающий себя хозяином своих вещей, ожидает от вещи добровольного подчинения и выполнения своих функций. Объекты подчинения должны служить, подчиняться и быстро реагировать на приказания Повелителя. Хозяин вещи относится к ней, как к продолжению самого себя. Он может делать с ней то, что считает нужным, не интересуясь её мнением на этот счет.
Повелитель считает себя в праве заменить старую вещь на новую, сломать её или уничтожить. При неподчинении вещи хозяин злится и применяет к ней насилие, чтобы добиться мгновенного её повиновения. Подчинение вещи воспринимается хозяином как само собой разумеющееся и естественное. Повелитель авторитарен, деспотичен, властен, самоуверен, высокомерен по отношению к Служителю. Ему страшно представить сам факт неверности Служителя, поэтому периодически он сомневается в его лояльности и устраивает ему проверки.
Служитель
Господин смотрит на слугу сверху вниз. Он может беречь и ценить его, как хорошую вещь. Главной доблестью Служителя является послушание. Служитель очень исполнителен и может рассчитать на особое к себе отношение. Его берегут, о нем заботятся, им гордятся, но никогда не позволяют забыть о том, что он вещь. Попытки сменить хозяина жестко пресекаются и Служитель рискует испытать на себе ревность Повелителя.
Служителю даже не приходит в голову, что он может прожить без хозяина. Повелитель боится утратить свою власть на Служителя, поэтому он тщательно оберегает свои границы. Служитель признает существование нечто высшего, что важнее его самого. Он служат верно, самоотверженно, страстно и беззаветно. Весь смысл его жизни в служении. Он боится отстранения от службы и отвержения его хозяином. Он привык быть чьей-то вещью, проявляет храбрость и решительность в защите интересов Повелителя и может пожертвовать собой. Такие отношения могут быть гармоничны, несмотря на свое неравенство.
В отношениях двух Повелителей неизбежно возникает вражда. Каждый из них стремится одержать победу над другим. При неравенстве сил победитель уничтожает, порабощает или изгоняет побежденного. Этот вид отношений в обязательном порядке предполагает насилие. При равной расстановки сил приходится долго ждать победы. Чтобы выявить у врага слабое место придется тщательно его изучить. В процессе изучения можно найти в нем родственные черты, проявить к нему симпатию и смириться с его существованием.
Отношения между Служителями основаны на взаимной любви, преклонении, восхищении и служении. Несмотря на наличие у Служителей взаимной готовности броситься на помощь друг другу, они оба ожидают активности от другого, скучая в этом ожидании и в состоянии неопределенности. Постепенно такое существование приводит к обнаружению в объекте восхищения недостатков, что приводит к появлению разочарования на месте восхищения. Они чувствуют себя обманутыми. Такие отношения противоречивы и начинают тяготить спустя некоторое время и через некоторое время сменяются другими видами отношений.
3 комментария
Оставить комментарий