У каждого человека есть представление о добре и зле. С детства ребенка учат тому, что добро это хорошо, а зло плохо и что добро всегда побеждает зло. Кажется, эта установка должна быть прочной и нерушимой. Но почему же, считая, что знаем, что такое добро, мы не всегда его совершаем?
А если разобраться по сути, что вкладывается в понятие «добро», что оно есть, кем и как определяется? Нередко понятие «добро» является частью какого-то контекста и поэтому бывает трудно различимо и переменчиво. Иногда сделав, как кажется в начале, доброе дело человек сталкивается с такими последствиями своего поступка, которые добрыми назвать трудно. Соотношение понятий добра и зла относительно.
Основная трудность состоит в том, что порой имеющиеся у нас ценности вступают в противоречие с нашим поведением. Это выражается в расхождении собственных ожиданий от себя и последствиями собственных поступков.
Можно сказать, что человек знает о том, что это добро или верит в его существование и сознательно стремится к нему, но не делает добра по причине слабости своей воли.
Многие люди уверены в том, что всегда знают что лучше, несмотря на то, что никто не знает однозначно, к чему приведут те или иные решения.
Как часто мы, уверенные в своей правоте, сталкиваясь со своими инстинктами, рационализируем, отрицаем или отказываемся слышать предупреждение остерегаться тех или иных ситуаций, или отношений, из которых потом трудно выпутаться. Мы не верим, что другие могут видеть то, что для нас самих очевидным не является.
Для того, чтобы понять почему мы, будучи уверены, что знаем добро при этом не совершаем его, нужно вглядеться в свой внутренний мир. Все мы, так или иначе, сталкиваемся с воздействием на нас нашего бессознательного.
Простым примером может служить волнение, возникающее при выступлении перед аудиторией. Страх выступать перед аудиторией не связан с реальной угрозой, он возникает из-за опасения вызвать у других недовольство и быть униженным и обесцененным ими. Страх унижения и обесценивания берет свое начало в самых ранних переживаниях ребенка, когда он чувствовал себя уязвимым и зависимым от доброй воли окружающих его людей.
Наше бессознательное может вступать в противоречие с тем, какими мы хотели бы сознательно себя видеть. Поэтому зачастую творимое нами добро содержит в себе скрытые корыстные мотивы. Но, чтобы выглядеть непорочными, хотя бы в своих собственных глазах, мы отрицаем то, что делая добро, хотим получить от этого какую то выгоду.
Защищаясь от себя самих, мы используем уклонение, которое позволяет нам избегать тех сфер жизни, которые вызывают у нас тревогу или воспринимаются нами как угрожающие. Мы уклоняемся от тех видов деятельности, которые противоречат нашему типу личности, например, интуитивный тип личности старается избегать ремонтных работ или заполнения квитанций, а ощущающий тип личности стремиться к тому, чтобы добиться устойчивого положения на земле, избегая фантазий.
Вытеснение позволяет нам избегать столкновения с неприятной для нас информацией, примерно похожий механизм у подавления, когда человек сознательно гонит от себя неприятные мысли, чтобы не испортить себе настроение. Кроме того, не признаваемые нами проблематичные части нашей жизни мы проецируем на других. Вот поэтому то мы и видим бревна в глазах других, тогда как не замечаем соринок в своих глазах.
Таким образом, защищаясь от мира и себя самого, человек не всегда осознает то, что он делает, поэтому может совершать такие поступки, которые сам же и ненавидит и не желает.
У каждого из нас есть масса комплексов, которые диктуют нам наше поведение, но при этом мы уверены, что сами управляем собой.
Люди не совершенны и ограниченны, нам следует это признать и принять свою ограниченность, а так же знание того, что наши знания недостаточны. Человеческая природа крайне запутана и все мы в своей жизни словно скользим по тонкому льду, то и дело проваливаясь в пучину нашего незнания и беспамятства, забывая о сложности и противоречивости нашей души.
Чтобы делать добро, необходимо лучше понимать самого себя, стремиться узнать правильное, если оно существует, и поступать правильно, если мы сможем. И эту работу нужно вести на протяжении всей жизни.
Елена Бархатова