Воспитывая детей, родители учат их, что лгать – плохо, что незаслуженно обижать людей, причинять им боль и отвечать жестокостью на жестокость родителей нельзя. Эталоном поведения считается ребенок, всегда говорящий правду, беспрекословно выполняющий требования родителей, принимающий и разделяющий представления родителей об окружающем мире и благодарный им за все, что они для него делают, даже если жестоко обращаются с ним. Для того чтобы привить ребенку ценности, родители иногда искажают факты, лгут, бьют и/или унижают ребенка. При этом они считают такое поведение нормальным, потому, что сами воспитывались подобным образом. По их мнению, эти методы вполне подходят для внушения ребенку отвращения к жестокости, лжи, эгоизму, злобе и пр.
Относясь к традиционным моральным ценностям как к чему-то относительному, родители используют в воспитании свои властные полномочия и субординацию. Такой подход учит ребенка тому, что более сильный может навязывать свое мнение другим, а победителей не судят, даже если на пути к победе они совершают страшные преступления.
Относительность принципов
Но если быть честными с самими собой, то нужно признаться в том, что моральные принципы понятие относительное. Если всегда говорить правду, то можно кого-то обидеть, благодарность тоже не всегда искренняя, иногда приходится благодарить, не ощущая благодарности. Например, благодарить бьющих и унижающих тебя родителей за то, что они делают это из лучших побуждений для твоей же пользы.
Вечными, объективными ценностями является уважение к слабым, к жизни и к ее законам. Без уважения невозможно ни творчество, ни само выживание человека. Люди, которым с детства позволялось выражать свою злость, став взрослыми будут продолжать вербально выражать свои чувства, не испытывая потребности наброситься на обидчиков с кулаками.
Набрасываются с кулаками те, кто постоянно вынужден сдерживать себя, боясь сорваться. А если срываются, то им уже не остановиться. Человек, признающий свое право на гнев и принимающий его как часть самого себя, не будет применять физическое насилие к другим. К насилию склонны те, кому в детстве запрещали выражать свою злость. Не знакомый с таким чувством, он не может объяснить себе причину появления злости и испытывает потребность в насилии.
Желая детям добра, родители хотят, чтобы они были добрыми, вежливыми, послушными, благодарными, лишенными эгоизма, упрямства, своенравия и ставили интересы других выше собственных. Прививая детям эти качества, родители считают возможным применять любые средства, в том числе и физическую силу, вымещая на детях свою детскую обиду на собственных родителей. Полагая, что совершают благое дело, взрослые убивают в ребенке живое начало, приучая его подавлять свои чувства и быть послушным.
Воспитывая в строгости
Воспитывая детей в строгости и приучая к послушанию, родители превращают их в людей, беспрекословно выполняющих любые приказы. С раннего детства они внушают ребенку мысль, что начальник всегда прав и что все его требования обязательны для выполнения. Тотальное подчинение воле родителей приводит к тому, что став взрослым человек готов полностью подчиняться чужой воле.
Зачастую в качестве заместителя родителя выбирается лицо, наделенное теми же отрицательными качествами, которые были свойственны родителю. Возможно, что именно в этом кроется причина того, что мужчины или женщины выбирают себе партнеров, жизнь с которыми доставляет им страдания и муки. При этом они твердо уверены, что если супруги покинут их, то они этого не переживут. Тогда как в действительности именно расставание позволило бы им начать жить иначе. Избавиться от этого убеждения невозможно без понимания того, что страх быть покинутым присутствует в их жизни с раннего детства, когда они еще полностью зависели от родителей.
Зависящий от кого-либо взрослый не может быть свободным. Он находит отдушину в воспитании своих детей. Вера в безвредность побоев помогает родителям сделать ребенка невосприимчивым к физической и душевной боли, закрыв ему доступ к пониманию самого себя и окружающих. Эту преграду способны сломать чувства, но именно они то и запрещены.
А что вы думаетет об объективности моральных принципов?
Один комментарий
Оставить комментарий