В нашем культурном коде хранятся многочисленные обряды, связанные с инициацией. Таких обрядов на протяжении всей жизни человека было не менее шести.
Первый ритуал инициации проводился сразу после рождения малыша и посвящал новорожденного в члены семьи, за ним следовала инициация, предназначенная для утверждения новорожденного в качестве члена семьи, а также для «очистительного» обряда матери новорожденного (этот обряд проводился на сороковой день жизни ребенка).
По достижению ребенком одного года, через очередную инициацию, он получал собственное имя. В три года мальчика посвящали в воины или в охотники через обряд «подстяги», для этого его сажали на коня, опоясывали мечом и обвозили вокруг двора три раза. С этого момента его начинали обучать мужским обязанностям. У девочек был свой обряд, который назывался «веретена» и заключался в том, что девочке впервые давали прялку и веретено.
Следующая инициация происходила в тринадцатилетнем возрасте, когда юношей и девушек посвящали во взрослую жизнь. После нее следовала инициация, связанная с вступлением в брак, а последний обряд завершал жизнь человека, и предназначался для сопровождения его в мир иной.
Посвящение во взрослую жизнь через инициацию в тринадцатилетнем возрасте означало, что юноши и девушки готовы к половой жизни и к продолжению Рода. Ключевым моментом инициации взрослости были символические «смерть» и «рождение» в новом качестве – взрослого человека, полноправного члена семьи. Существовало поверье, что после прохождения этого обряда девушки обретают особую детородную силу, а юноши — мужскую силу.
В жизни членов общины, к которым принадлежала семья, многие процессы были регламентированы строгими правилами, одним из которых устанавливалось замужество или женитьба по старшинству. Нарушение этого правила рассматривалось, как нарушение порядка вещей и последовательности, когда апрель наступает ранее июля, что могло повлечь за собой негативные последствия, как для нарушителей, так и для всей общины.
Свадьба была особым событием в жизни не только жениха и невесты, но и всей общины, к которой принадлежали их семьи, поэтому к соблюдению свадебных обрядов относились с особой серьезностью.
Любой обряд инициации содержит в себе «смерть» и «рождение», потому, что проходя через определенную ключевую точку своего развития, человек утрачивает свои прежние качества, «символически» умирая таким, каким был прежде и «рождается» в новом качестве, уже другим. Поэтому то и было так важно соблюдать сопровождающие инициацию обряды.
Проходящая через свадебный обряд девушка до определенного момента считалась символически «умершей» и воскресала после интимного соединения со своим мужем, становясь женой. Утрата девушкой девственности до свадьбы рассматривалась как невозможность «воскреснуть» в новом качестве. Кроме того для общины утрата девушкой девственности до свадьбы рассматривалась как угроза утраты плодородия. Супружеская верность расценивалась, как часть мирового порядка, поэтому измена была нарушением не только брачного обязательства, но и мирового порядка, со всеми вытекающими последствиями.
Для того, чтобы свадьба состоялась и молодые могли стали мужем и женой необходим был сговор Родов жениха и невесты. Для переговоров семья жениха направляла в дом к родителям невесты своих представителей – сватов. Благоприятными днями для сватовства были вторник, четверг, суббота и воскресенье. До момента получения согласия от родителей невесты, жених и невеста не назывались по имени, сваты использовали иносказания: «товар и купец», «петушок и курочка». и пр.
В процессе сговора обсуждали дату свадьбы, приданое, число гостей. И только после того, как были обговорены все детали и совершены все договоренности, невесту поводили к жениху и передавали ему с наказом любить ее и жаловать. Взявшись за руки, жених и невеста скрепляли сговор и соединяли два Рода, которые становились одним.
Согласитесь, такой подход к совместной жизни уже в самом начале настраивает будущих супругов на серьезное отношение к их союзу.
Елена Бархатова